50 дней в ЮВА. День 42-43. Камбоджа. Пномпень.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

50 дней в ЮВА. День 42-43. Камбоджа. Пномпень.

День 42-43. Камбоджа. Пномпень.

30 декабря 2012 года, проснувшись около 7 утра, умывшись и оставив рюкзак на ресепшене своего отеля, я отправляюсь на поиски какого-нибудь завтрака. Завтраком становится французская булка, начиненная какой-то ветчиной, зеленью и чили, бутылка холодного чая и небольшая связка бананов. Надеюсь, этого заряда мне хватит до Пномпеня.

Около 8 утра за мной заходит представитель транспортной компании, и мы пешком идём на причал. Благо, идти не долго, около 3-х минут.

Вчера, при покупке билета, мне сказали, что есть только одна лодка в Пномпень, в 8 часов утра. Это не совсем так. Есть только одно время для отбытия в Пномпень на лодке, и это действительно 8 часов утра. Но самих лодок несколько. Я думаю, что приди я на причал прямо к отплытию, я всё равно смог бы купить билет.

Я сразу же занимаю место на корме спидбота: во-первых, тут не так слышен шум работающего двигателя, как в салоне, а во-вторых, тут можно курить и загорать. Я оказываюсь не один такой умный, но всё же большая часть пассажиров предпочитает салон. Ко всем подходит наш сопровождающий и собирает деньги на визу – по 24 доллара. Я знаю, что виза должна стоить 20, но мой опыт самостоятельного прохождения лаосско-камбоджийской границы год назад говорит о том, что двадцаткой здесь не отделаешься. Возможно, на границе Араньяпратет – Пойпет, через которую туристы проходят, чтобы в дальнейшем следовать к храмам Анкгора, хватает и двадцатки, но на непопулярных переходах дела обстоят немного не так. Я решаю сэкономить время и без сожаления расстаюсь с 24 долларами.

Камбоджа, Меконг.

Через пару часов езды мы достигаем вьетнамо-камбоджийской границы. Сначала – вьетнамская сторона. Здесь можно выпить кофе и обменять оставшиеся вьетнамские донги на камбоджийские риэли или доллары. Мы ждём, пока наш сопровождающий проставит всем штампы о выезде, на что уходит минут тридцать.

Дальше снова грузимся в лодку и приплываем на камбоджийскую территорию. Здесь повсюду вместо привычной уже вьетнамской латиницы камбоджийская вязь, небольшой садик, птички. Довольно приятно. Мы ждем, пока наш сопровождающий получит для всех визы.

Ко мне подходит русскоязычная девушка, с который мы познакомились вчера в Кан Тхо. Она со своим молодым человеком плыла на соседней лодке. Она очень удивлена, увидев меня: «Как ты тут оказался?». «Да очень просто, приехал в Чаудок на автобусе и купил билет на лодку». Оказывается, практически все туристы, плывущие в Пномпень на разных лодках, попали в Чаудок, а дальше и на лодку, в составе группового тура.

Паспорта с визами получены, а значит можно плыть дальше, в Пномпень!

Проходит ещё часа три и мы уже в столице Камбоджи.

Ровно год назад, 30 декабря 2011 года, примерно в то же время, что и сейчас, то есть около двух часов дня, я впервые приехал сюда с севера, из камбоджийского города Кампонг Чам. Теперь же я прибываю сюда с противоположной стороны, да ещё и по реке. Издали узнаю знакомую набережную Сисоват, дворцы, здания. Мне нравится Пномпень.

Подхватив рюкзак, высаживаюсь на берег. Меня тут же атакуют тукеры. Отмахиваюсь ото всех. Дело в том, что я просто пока плохо понимаю, куда именно мне нужно. Lonely Planet пишет о каком-то бэкпекерском районе в районе французского посольства, но мне туда не хочется. Тут же упоминается пара неплохих и недорогих отелей в районе Вата Оуналом, это рядом с набережной Сисоват. Вот их-то мы и посмотрим.

Идти недалеко, но вот рюкзак порядком потяжелел за время путешествия. Когда же я уже научусь путешествовать налегке?! И ведь не могу сказать, что у меня там какие-то совершенно ненужные вещи. Весь в мыле добираюсь до Ват Оуналума. Первый попавшийся гест – упомянутый в Лонли Плэнет The Last Home Guest House. На ресепшене молодая девчонка и неприветливая хозяйка. Есть комнаты в дорме и есть комнаты по 7 долларов с вентилятором, вай-фаем и горячей водой. Рядом с дверью в комнату выход на балкон, что мне, как курильщику, чрезвычайно удобно. Беру.

Распаковав вещи, подготовив шмотки для стирки и отдав паспорт хозяйке для соблюдения всех формальностей, иду в тайский ресторанчик напротив. Цены повыше, чем во Вьетнаме. Но вкусно! Пиво по доллару.

Тут ко мне подсаживается тукер, предлагающий различные экскурсии. Интересуюсь у него ценой поездки в Такео. У меня всё ещё сидит в голове мысль добраться туда, потом двинуть в Кеп, а дальше – как пойдет. Но цена кусается, да и со временем у меня не очень – 7-го вылет в Москву. Решаю, что обойдусь в этот раз без Такео, а 1-го января двину сразу в Кеп.

Возвращаюсь в номер, захожу в туалет и малость офигеваю. Раковина есть, душ есть, горячая вода есть. А вот унитаза нет! Первый раз такое вижу. Ну что ж, унитазы есть на этаж ниже, и на том спасибо. Всё равно сегодня уже никуда не буду переезжать.

Немного отдохнув, выдвигаюсь в город. Желания смотреть что-то новое никакого нет, подустал. Просто дохожу до рынка, покупаю какие-то фрукты, примечаю по дороге магазинчики со спиртным, завтра же Новый год. Дальше иду в сторону набережной и замечаю отель, в котором останавливался год назад. Он намного приятнее того, в котором я живу, но и стоит в 3 раза дороже. На всякий случай спрашиваю о наличии мест (я уже решил, что перееду из своего геста завтра), и узнаю, что все забронировано, но я могу позвонить завтра и уточнить, может что-то и будет. Уже в темноте добираюсь до ночного рынка на набережной. На входе – портрет недавно усопшего короля Нородома Сианука, траур по которому ещё продолжается.

Камбоджа, Пномпень. Камбоджа, Пномпень.

Я не просто так пришел сюда. В прошлое свое посещение Пномпеня именно здесь я попробовал утиные яйца с зародышем, которые с тех пор запали мне в душу. В этот раз беру два яйца и баночку пива. Располагаюсь за пластиковым столиком где-то с краю.

Камбоджа, Пномпень.

Чёрт, какие же они вкусные! Завтра вернусь сюда ещё.
Немного гуляю по рынку, покупаю кое-какие шмотки себе и на подарки. Но пора идти спать, что-то устал я.
Ночью вылезаю на балкон покурить, где ко мне присоединяется один из постояльцев отеля. Парень немного под кайфом, но в адеквате. Англичанин, преподаватель английского, зарабатывает 900 долларов в месяц. Сообщаю ему о заработках его коллег во Вьетнаме, но он отвечает, что Камбо ему ближе по духу. Что-то везет мне на преподавателей английского. От косяка отказываюсь и иду спать.

***

Проснувшись утром, первым делом пакую вещи. Оставаться здесь я больше не хочу. Спускаюсь вниз. Большинство ресторанчиков ещё закрыто. Нахожу работающий только при отеле по соседству и заказываю обычный европейский завтрак – яичница с беконом, бобами, помидорами и прочей приблудой. Напротив отель – Hometown Hotel. Здесь все цивильно и красиво, вежливый персонал, огромный ресепшен. Смотрю комнату на 3-м этаже – телевизор, кондиционер, холодильник, чистое постельное белье, открывающееся окно и пепельница, горячая вода, унитаз, ванная, и даже небольшой коридор. Цена вопроса – 15 долларов. Годится! Всё-таки, сегодня Новый год, и мне хочется чтобы всё было по-людски. Спрашиваю, могу ли я уже заселиться (на часах около 8 утра), но получаю ответ, что номер будет готов только к одиннадцати. Оставляю рюкзак на ресепшене, беру фотик и отправляюсь гулять.

Камбоджа, Пномпень.

Меня догоняет очередной тукер с вопросом, куда я направляюсь. А действительно, куда? В планах был Ват Пном, в котором я уже был год назад. В Королевский дворец не пойду, тоже был. А вот Туол Сленг, тюрьму S-21, я собирался посмотреть. Как-то стали приедаться ваты, храмы, дворцы и рынки. Хочется новых впечатлений, а там я смогу их получить. Сообщаю туркеру, что хотел бы отправиться в тюрьму, но я один и не хочу заморачиваться с тук-туком, а вот мотобайк меня вполне устроит. Хотя камбоджийские тук-туки – кареты – мне очень нравятся.

Тукер тут же подзывает парнишку-мотобайкера, с которым я сторговываюсь на 2 доллара за «туда и обратно». Возможно, если будет желание, попрошу высадить меня на Русском рынке, ведь путешествие медленно, но неумолимо движется к концу, а мне ещё надо прикупить подарков родным.

Минут через 20 мы приезжаем. Мотобайкер предлагает мне окончанию осмотра тюрьмы поехать на Поля смерти. Я обещаю подумать и интересуюсь ценой. «Ехать далеко, давай ещё 10 долларов к тем двум, и поедем». «Давай 10 долларов за все – и по рукам!». Мотобайкер остается меня ждать, я же иду к кассам. Вход стоит 2 доллара. У входа побирается нищий. Вы когда-нибудь видели человека без лица? Одного глаза нет, вместо него пустое место, лицо изуродовано и обожжено, лохмотья. Примерно так изображают зомби в американских ужастиках. Но здесь – это реальность. Смотреть на него неприятно, и я спешу пройти внутрь.

На территории спокойно. Пальмы, деревья и покинутые здания, служившие некогда школой, а потом и тюрьмой, из которой узников везли на казнь. Повсюду таблички, запрещающие не только мусорить и курить, но и смеяться, что совершенно не смущает группу китайцев. Меня их смех в таком месте немного раздражает, и я спешу уйти с территории и поскорее зайти в первое здание, чтобы походить там без этой компании.

Я и на территории чувствовал себя немного неуютно, но здесь, в коридорах с пятнами въевшейся крови на полу, это чувство заметно усиливается. Ужас, который царил здесь тридцать лет назад, чувствуется кожей. Я сейчас не преувеличиваю.
Я иду по этим коридорам и мне просто страшно. На глазах наворачиваются слезы, а в горле застрял комок. Когда я переступаю порог камеры у меня начинается головная боль. Это место с очень сильной энергетикой. Сконцентрированный ужас.

Камбоджа, Пномпень. Камбоджа, Пномпень.

На территории находятся три здания, по три этажа в каждом. Я не смог обойти их все – не хватило ни моральных, ни физических сил. И дело даже не в том, что люди содержались здесь в нечеловеческих условия. Здесь просто физически тяжело находиться. Возможно, что те гогочущие китайцы использовали смех как защиту от этого ужаса.

Добравшись до комнаты, где были выставлены на обозрение кости пленников, у меня из глаз начинают течь слезы и я спешу выйти на воздух.

Нахожу у выхода своего мотобайкера. «Ну что, — говорит он, — теперь поедем на Поля смерти?». Ну что ж, я же собирался. Хотя сейчас мне тяжело – в горле комок, говорить трудно, в глазах слезы. «Подожди, выкурю сигарету и поедем».

Минут через сорок мы приезжаем на место. Поля смерти – одна из главных достопримечательностей Пномпеня и один из главных туристических сайтов. Туристов здесь много, но и территория не маленькая. Покупаю в кассе билет за 5 долларов, мне выдают аудиогид. Есть и на русском.

Раньше здесь были бараки, которые после правления Пола Пота были разобраны на доски доведенным до отчаяния населением, стоянки грузовиков, в которых пленных привозили на казнь, склады с хлоркой, которой посыпали тела казненных, чтобы запах не распространялся по округе. Сейчас этого ничего здесь нет. Только мемориал в память о погибших.

Камбоджа, Пномпень.

Во время прогулки по полям аудиогид рассказывает тебе в уши историю этого места, где что находилось. На местах остановок есть лавочки, где можно посидеть и послушать истории. Здесь не испытываешь того ужаса, что в Туол Сленг. Здесь спокойно и умиротворенно. Хотя именно здесь были казнены и закопаны (слово «похоронены» здесь не подходит) сотни тысяч узников. Их свозили сюда по ночам в грузовиках, обещая, что просто везут на новое место жительство. Они не знали, что везли их на казнь. Врубали погромче кхмерские марши через громкоговоритель, чтобы не было слышно криков, и забивали. Тут же и зарывали, присыпав груды тел хлоркой. Со временем, когда трупы начинали распухать, земля в месте захоронений приподнималась под этим напором.

До сих пор все останки не извлечены из земли. Вначале кости и черепа складывали в построенную здесь ступу в память о погибших. Когда же место там закончилось, монахи приняли решение оставить всё как есть и не тревожить усопших.

Останки, найденные недавно, лежат прямо на стендах с информацией и витринах с одеждой заключенных.

То там, то тут из под земли торчат кости и одежда казненных, валяются зубы. Многие места огорожены специальными заборами, но иногда натыкаешься на куски одежды прямо на тропинках.

Камбоджа, Пномпень. Камбоджа, Пномпень.

Места наиболее страшных и массовых захоронений обнесены заборами. В одном таком месте были захоронены только женщины и дети. Рядом дерево. Красные кхмеры брали детей за ноги и били головой об это дерево, после чего труп сбрасывали в выкопанную яму. Пули тогда жалели.

Повсюду видны какие-то воронки. Это вскрытые могилы. Сколько тысяч человек лежало в них лучше и не думать.

Камбоджа, Пномпень.

Но при всем этом здесь все-таки спокойно. Здесь эти люди обрели покой. Тут не испытываешь того ужаса, что в тюрьме S-21.

Проведя здесь около двух часов я возвращаюсь к мотобайкеру и мы едем обратно. Конечно, ни на какой Русский рынок мы уже не едем. Мне надо немного переварить полученные впечатления.

Немного отдохнув и поразмыслив, спускаюсь на ресепшен. Решение относительно дальнейшего путешествия принято. Не поеду я в Такео, и уж тем более в Кампонг Том и Сием Рип. Я поеду в Кеп, а потом в Сиануквиль. Мне уже хочется на море. Покупаю на ресепшене билет до Кепа на завтра на 12 часов за 8 долларов, и отправляюсь в город. Начинаю с уже полюбившего мне год назад Ват Пнома. Вход хоть и платный и даже есть касса, но билеты никто не проверяет. В этот раз решаю сэкономить и не платить.

Погуляв и отдохнув тут, отправляюсь решать насущные проблемы. Во-первых, мне надо снять с карточки денег. Заранее боюсь, что сейчас получу на руки немереную пачку камбоджийских риэлей, но банкоматы в Камбодже выдают доллары. Что ж, повезло. Надо заметить, что доллары в Камбодже принимаются повсеместно, и цены часто указываются именно в них. В них же, как правило, возвращается и сдача, кроме тех случаев, когда размер её меньше доллара. В этом случае используются риэли.

Теперь заворачиваем на центральный рынок – покупаем сувениры для родных и мандарины на вечер. Какой же новый год без мандаринов! Теперь идём в примеченный ещё вчера магазин с алкоголем. Без шампанского я обойдусь, а вот литр Капитана Моргана не помешает.

Пообедав в тайском ресторанчике рядом с отелем понимаю, что идти никуда я уже не хочу, а до Нового года ещё уйма времени. Сижу в номере в интернете под кондиционером до 8 вечера, и решаю все же двигать на набережную.

То ли я перегрелся, то ли не выспался, то ли устал – не пойму. Настроения никакого. Плюс начинаются какие-то бурления в животе. Дохожу до ночного рынка, беру клубничный шейк, отхлебываю четверть и доливаю ромом. Настроение не повышается. Прикупаю себе рубашку за 3 доллара и иду на набережную. Небольшие прогулочные кораблики бороздят Меконг. О! А не встретить ли мне Новый год на корабле? Дохожу до причала, разговариваю с зазывалой. Он, к сожалению, не может мне гарантировать места на кораблике в 12 ночи. Возможно, что к этому времени они вообще перестанут ходить. Что ж, беру за 5 долларов билет на ближайший рейс. Надо же куда-то девать время…

Пока ожидаем отплытия, с завистью наблюдаю, как на соседний кораблик грузят свои инструменты и аппаратуру музыканты. У кого-то будет хороший Новый год. Выяснять подробности не хочется. Живот, голова побаливает. Что же я такое съел?

Камбоджа, Пномпень.

Минут через 15 отчаливаем. Какой же здесь ветер! Хорошо, что купил рубашку. Выряжаюсь как капуста, но это немного спасает. Пномпень с Меконга не радует. Даже с ромом. Не пойму, что со мной. Может быть последствия посещения Туол Сленг? Энергетика?

После часовой прогулки, замерзший, высаживаюсь берег. На часах половина одиннадцатого, но у меня нет совершенно никакого желания торчать здесь ещё полтора часа. Я возвращаюсь в отель. Пью таблетку от живота, открываю ноутбук и получаю в скайп сообщение от однокурсника Димона,, находящегося в Муйне; «Чуваааак! Тут офигенно! Скоро какая-то программа должна начаться, а только что был суперский фейерверк! Ты там как?». Отвечать нет смысла, Димон уже в оффлайне. Но если уж в Муйне фейерверк и веселье, неужели тут будет хуже? Беру себя в руки и снова иду на набережную.

До Нового года ещё полчаса, но набережной уже сейчас полно народа, как туристов, так и камбоджийцев,

Я устраиваюсь на парапете с бутылкой рома и фотоаппаратом. Ближе к двенадцати с проплывающих мимо корабликов начинаю палить. Да, слабовато для Новогоднего салюта. С другой стороны, после встречи год назад Нового года в Баттамбанге с единственным работающим баром – это просто Лас Вегас.

На часах без пяти. По традиции провожаю старый год глоточком рома. Скорей бы уже полночь — встречу праздник и пойду спать. Немного прохожу вдоль набережной, сверяюсь с часами – на моих ровно. Вокруг кто-то уже выпивает, кто-то готовиться. Уличных часов, чтобы сверить время, нигде не видно. Значит у меня Новый год.

Камбоджа, Пномпень.

Делаю пару глотков и иду по набережной в обратную сторону. Тут слева от меня четко слышу на русском: «С НО-ВЫМ ГО-ДОМ!!!». Поворачиваю голову налево – компания из 4-х человек на газончике разливают шампанское по пластиковым стаканчикам. Тут же достаю свой ром: «Ребята, с Новым годом!». Они удивлены, мне приятно встретить кого-то, с кем можно поговорить. Ребята тут же предлагают шампанского и мне, я не отказываюсь. Знакомимся: Сергей, Аня, Максим и Лена. Путешествуют самостоятельно. Сажусь вместе с ними. Шампанское заканчивается, я предлагаю им ром, достаю мандарины. Вот теперь настоящий Новый год! Мы трепемся обо всем, мне с ними легко и приятно. Через какое-то время чувствую, что мне стало намного лучше. Я и забыл уже, что каких-то полчаса назад хотел оказаться в отеле. Мы сидим часа два болтая обо все на свете. Как же это здорово! Видимо их фантастическая положительная энергетика полностью вытеснила ту плохую, которой я поднабрался днём в Туол Сленге. По другому я не могу этого объяснить. Но пора расходиться – завтра в 12 у меня автобус в Кеп.

По дороге заглядываю в ресторанчик рядом с отелем, выпиваю пиво, треплюсь с официантками. Возвращаюсь в отель за пять минут до Нового года по московскому времени и в скайпе вижу маму онлайн. Она празднует дома одна. Под бой курантов выпиваем – она шампанское, я пиво. Вот теперь Новый год наступил и дома. Значит, смело можно ложиться спать.

Ранее: День 40-41. Дельта Меконга.
Далее: День 44-45. Кеп.

Все записи по теме «50 дней в ЮВА»

Также рекомендую прочитать:

Об авторе VirtualVoyage

Привет! Меня зовут Павел, мне 37 лет. Член Ассоциации Свободных Гидов. Я создал этот блог чтобы рассказать о том, как можно интересно и самостоятельно путешествовать по миру не имея огромного бюджета и неограниченного отпуска. А также это блог не только о реальных, но и о виртуальных путешествиях. Путешествуя, я снимаю 3D-панорамы и создаю виртуальные туры. Ведь обычные фотографии не всегда могут отразить красоту и очарование посещенных мест! Подпишитесь на обновления Блога >>> по электронной почте или по RSS!